пятница, 27 января 2023 г.

Азбука столового этикета

 

Азбука столового этикета 

В дошкольном возрасте закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того, какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Правила культурного поведения, освоенные в детстве, помогут ребенку в дальнейшем быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

 

 Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно, и это способствует выработке привычек. Перед едой обязательно мыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать столовый текстиль и одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного повторения и систематических указаний со стороны взрослых.

В детском саду мы стараемся привить ребенку правильные привычки: не класть локти на стол во время еды, есть с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваясь, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Однако все усилия воспитателей окажутся бесполезными, если дома родители не уделяют должного внимания столовому этикету. Очень важно, чтобы полученные в детском саду знания, закреплялись, поощрялись и поддерживались всей семьей.

Для начала давайте определимся, что именно стоит знать ребенку, и сразу отбросим все лишнее: вряд ли до пяти лет ребенку пригодится информация о названиях и назначении каждого столового прибора на свете. Сосредоточимся на основных правилах: почему нельзя чавкать, разговаривать и качаться на стуле, как правильно сервировать стол и, наконец, как важно говорить «спасибо» маме, бабушке, папе или любому другому человеку, который приготовил еду. Разумеется, это не весь спектр правил базового этикета, но для начала хватит и таких простых вещей.

К возрасту 5-6 лет ребёнок уже может самостоятельно расставить приборы, правильно пользоваться ими, знает базовые правила употребления популярных блюд, например, что хлеб едим руками, отламывая по кусочку, котлету едим только вилкой, а суп черпаем от себя и обязательно пользоваться салфеткой.

Все наши воспитанники уже довольно уверенно пользуются ложкой и вилкой. В возрасте 5-6 лет ребенку уже можно предложить и нож. Первый детский нож, как и вилка, должен быть из детского комплекта, безопасный для ребенка.

Сразу научите ребенка, что только та пища нарезается ножом, которую нельзя отделить с помощью вилки. Поэтому котлеты, пудинги, запеканки малыш сможет есть только с помощью вилки. А вот рыбное или мясное филе - при помощи ножа. Если вы учите ребенка пользоваться ножом, не нарезайте пищу в его тарелке - пусть ребенок учится делать это сам.


А можно вообще не учить дошкольника пользоваться ножом? Когда вырастет, сам научится? Теоретически можно, конечно. Но навыки, формируемые в детстве, закрепляются быстрее и остаются с человеком на всю жизнь. Вряд ли вам захочется краснеть за своего сына (или дочь) подростка, укладывающего на вилку гарнир с помощью пальцев.  

Очень важно объяснять, не «как правильно», а «почему так правильно». Гораздо легче запомнить, что нож нужно держать в правой руке не потому, что «просто так правильно», а потому, что большинство людей правши, и держать потенциально опасный предмет нужно в той руке, которой лучше владеешь. Благодаря простым объяснениям «почему», все правила легко запоминаются.Старайтесь, чтобы разговор о правилах поведения за столом не был похож на скучную лекцию. Покажите ребенку на собственном примере, что будет, если пренебрегать за столом простейшими правилами этикета. Если говорить с набитым ртом, собеседник не будет ничего понимать. А если звонко размешивать ложкой сахар, задевая края чашки, будет очень шумно. Наглядные примеры убедят ребенка лучше, чем простые запреты!

Обращайте внимание ребенка на то, как красиво едят герои художественных фильмов, посмотрите вместе мультфильмы, в которых идет речь о столовом этикете. Например, «Лунтик: учимся правильно вести себя за столом», девочкам возможно понравится мультсериал на канале Disney «Изысканная Нэнси Клэнси», повествующий о юной особе, которая прекрасно разбирается в этикете и даже правильно ставит ударения во французских словах. Наконец, запланируйте семейный обед в ресторане, во время которого ребенок сможет продемонстрировать вам все чему он научился.



Близкий контакт с ребенком и осознанная заинтересованность в его воспитании в скором времени дадут свои благоприятные плоды.

Ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно за столом в любом обществе.

А вы сможете им гордится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Педагогическая готовность к школе   Если говорить о педагогическом аспекте готовности ребенка к школе, среди родителей бытуют два пол...