воскресенье, 10 декабря 2023 г.

 

Психологическая готовность к школе

 

Психологическая готовность к школе часто не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать и считать. Хотя именно этому родители уделяют максимальное внимание, занимаясь подготовкой ребенка к обучению. Но уже в первые месяцы в школе вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину, конфликтуют с одноклассниками и учительницей.

Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. А проблема как раз заключается в том, что ребенок не был готов к школе психологически. Учиться ему скучно, неинтересно, а порой трудно и тревожно. Так что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать? Давайте разбираться.

Обычно психологическую готовность подразделяют на:

Интеллектуальную готовность: сформированные в соответствии с возрастом восприятие, внимание, память, мышление и речь; широкий кругозор и большой словарный запас; развитые мелкая и крупная моторика, сенсо-моторная координация.

Мотивационную готовность: любознательность и познавательная активность, желание идти в школу, вызванное учебными мотивами.

Эмоционально-волевую готовность: умение контролировать эмоции и свое поведение.

Социально-коммуникативную готовность: готовность к общению и взаимодействию - как со взрослыми, так и со сверстниками.

Если ребенок здоров, и родители уделяли достаточно внимания развитию и обучению дошкольника, то чаще всего с интеллектуальной готовностью у будущих первоклассников все бывает в норме. Как показывает практика многие дети к школе хорошо умеют устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, способны анализировать, обобщать, делать выводы; запоминать необходимую информацию.

На что хотелось бы обратить внимание так это на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Если кисть ребёнка развита хорошо, а работа в системе «глаз-рука» (глаз видит - рука выполняет) скоординирована, писать он будет красиво, чётко, легко попадая в строчки и клеточки.

Однако приходится констатировать, что у многих завтрашних первоклассников эти параметры не дотягивают даже до среднего уровня развития, а это почти стопроцентная вероятность возникновения проблем овладения письмом на этапе школьного обучения.

Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.

Наиболее распространенным мифом о мотивационной готовности ребенка к школе у родителей является следующее суждение: «Ребёнок хочет пойти в школу, значит, он готов учиться». А почему ребенок хочет пойти в школу? Потому что хочет новый рюкзак?  Или туда идёт девочка Маша из соседнего подъезда? В идеале, конечно, чтобы ребенок шел в школу за знаниями. Но по моему опыту при поступлении в школу у детей чаще преобладают не учебные мотивы. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, возможность получать хорошие оценки и похвалу учителя. Главное, чтобы это не были внешние мотивы («мама хочет, чтобы я пошел в школу»), и тем более отрицательные (не буду ходить в школу - накажут).

Учебная мотивация появится в процессе обучения, сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать. Но предпосылкой возникновения этих мотивов является общее желание ребенка поступить в школу, положительное отношение к ней и интерес к познанию мира. Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом.

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются способность концентрировать внимание, умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления, слышать инструкцию и удерживать ее в памяти, действовать по правилам.

В последние годы учителя отмечают, что ведущее место среди причин школьной неуспешности в начальных классах занимают нарушения саморегуляции поведения и произвольного внимания. Это говорит о том, что у таких детей не была сформирована к началу обучения эмоционально-волевая готовность к школе.

На мой взгляд это один из самых важных компонентов психологической готовности к школе, и если бы родители уделяли его развитию больше внимания, то многих проблем на школьном старте можно было бы избежать.

  Ну и конечно, чтобы успешно адаптироваться к школьному обучению, ребенку необходимы социально-коммуникативные навыки и умения, лежащие в основе коллективной ответственности.

 Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок стремиться общаться со сверстниками, умеет устанавливать и поддерживать контакт со взрослыми,  поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая, умеет уступать в споре, делиться своими вещами, умеет защищаться,  не проявляя при этом агрессии, соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди; понимает и признает авторитет учителя и родителей,  не боится обратиться за помощью к старшим.

У разных детей могут быть различные слабые звенья коммуникации. Если рассматривать приведенный выше список в качестве критериев подготовленности дошкольника к обучению, то становится понятным, в каком направлении родители должны поработать, развивая коммуникативную готовность к школе своего ребенка.

Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и его психологическое благополучие.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Педагогическая готовность к школе   Если говорить о педагогическом аспекте готовности ребенка к школе, среди родителей бытуют два пол...